Из глубины веков [3] |
Знаете ли Вы... [46] |
Очерки [6] |
Стихи [8] |
Рецепты [8] |
Православные храмы в Туркменистане
[7]
истории, святыни, деятельность, адреса, телефоны.
|
Истоки Христианства [6] |
Главная » Статьи » Статьи » Знаете ли Вы... |
«Почему Бог меня наказывает?» «Что я сделал, чтобы так страдать?» Эти вопросы нам, священникам, задают нередко. Понятно, что спрашивают так обычно люди, переживающие какую-то большую беду. Спрашивают с болью и недоумением. Для многих с этого начинается разговор с Богом. Ответ, кажущийся очевидным Хорошо, когда у человека появляются вопросы к Господу. Конечно, было бы лучше, если бы нас к Нему приводило не горе, а любовь, но часто бывает именно так — пока нет в жизни больших проблем, о Боге как-то не думается. Поэтому есть соблазн ответить на эти горькие стенания: «А когда вы в последний раз открывали Евангелие? Когда в последний раз исповедовались?» — «Никогда». — «Ну так чего же вы хотите? Вы же носите в своей душе залежи нераскаянных грехов! А как у вас с заповедями? Ну, вот видите… Вы их даже и не знаете! А еще спрашиваете: "За что?”». Беда, скорбь, страдание —
все это вовсе не обязательно кара за грехи. А то было бы слишком просто: все
праведники жили бы припеваючи, сыто и обеспеченно, никогда бы не болели и
умирали в глубокой старости. А люди недостойные, наоборот, были бы хилыми,
бедными и долго не жили. Но ведь ничего подобного не наблюдается! А значит, или
«Нет правды у Бога!», или она есть, но правда эта гораздо глубже и выше, чем
способен порой понять наш несовершенный рассудок. Разумеется, для верующего
человека приемлемо только второе. Не все может понять и объяснить человеческий
разум. Но исполненное верой и любовью сердце может обойтись и без объяснений.
Любящий Господа и доверяющий Ему при любых лишениях не будет спрашивать «за
что?», а скажет подобно многострадальному Иову: «Господь дал, Господь и взял;
да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21). И еще Иов сказал такие
слова: «…неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем
принимать?» (Иов 2: 10). Слова благородные, конечно,
но все-таки снова рождают новый вопрос: «Значит, может быть от Бога и злое?»
Нет, не может! Все, что от Бога, только доброе. Но может быть такое, что
воспринимается как недоброе нами, детьми неразумными. Вот вспомнился мне
разговор с одним хорошим детским хирургом. Он с горечью говорил: «Я так детей
люблю! А они меня не любят. Даже ненавидят порой. Конечно! Я же им больно
делаю! А почему — они понять не могут. Родители понимают, благодарят… А детям
разве объяснишь, почему я их "мучаю”». Когда дети эти вырастут, тогда, конечно, поймут и будут бесконечно благодарны человеку, который им помог, а кого-то и спас. Поймем и мы, когда вырастем. То есть дорастем до Царства Божия. Если, конечно дорастем… Наказывает ли Бог человека?
Библия передает нам слова очень даже суровые, а порой и кажущиеся
несправедливыми: «…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за
вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня…» (Исх. 20: 5).
Разве это справедливо? Если даже такой изверг, как Сталин, однажды сказал: «Сын
за отца не отвечает». Лицемерил, конечно, знаем мы, как в те времена «не
отвечали», но все же сказал ведь… А тут: «до третьего и четвертого рода»!
Впрочем, та же Библия в другом месте свидетельствует, как устами другого
пророка Господь говорит прямо противоположное: «Душа согрешающая, она умрет;
сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при
нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 20). Почему же Господь
противоречит Сам Себе? Это одно из тех многочисленных библейских противоречий,
которые только кажутся таковыми, пока не копнешь глубже. Просто мы в слово
«наказание» вкладываем обычно юридический смысл, а его-то в деяниях Божиих
искать и не следует. Наказание Божие — естественное следствие нарушения тех
законов, на которых строится наше мироздание. Есть законы физические, для всех
очевидные. Например, закон всемирного тяготения. Кто будет пренебрегать этим
законом? Кто шагнет с балкона многоэтажного дома, желая прогуляться? Понятно,
что только сумасшедший. Потому что закон тяготения есть, и пренебрежение им
наказывается увечьем или даже смертью, в зависимости от высоты этажа. Законы
духовные и нравственные столь же действенны, но не так очевидны. Нарушение этих
законов разрушает человеческую душу, ломает жизнь, делает нас неспособными
принимать в себя благодать Божию, как не способна принимать дождевую влагу
утоптанная, неразрыхленная земля. Разницу между юридическим
наказанием и наказанием — следствием греха очень хорошо можно увидеть у Ф. М.
Достоевского в романе «Преступление и наказание». За то, что Раскольников убил
старуху-процентщицу, он в конце концов оказывается на каторге. Но разве каторга
— то наказание, о котором рассказывает нам великий писатель? «Я себя убил, а не
старушонку», — говорит несчастный преступник. Каждый наш грех — рана,
нанесенная самому себе. Иногда это небольшая царапина, которую можно быстро
залечить молитвенным вздохом. Иногда не обойтись без исповеди и, может быть,
даже без епитимьи. А порой невозможно вернуть душе здоровье и утолить боль, не
проведя ее через очистительные страдания. Исцеление вместо правосудия Почему иногда пострадать
надо человеку, чтобы ожила душа его, умом понять непросто, но что это так,
сомневаться не приходится. Это опыт. Есть в книге «Луг духовный» блаженного
Иоанна Мосха рассказ о разбойнике, который совершил множество злодеяний, а
затем, раскаявшись, пришел к монахам-пустынникам с просьбой принять его и дать
возможность искупить свои преступления постом и молитвой. А преступления его,
надо сказать, были страшные, много было пролито крови. Поэтому власти той
страны искали его, чтобы предать заслуженной казни. Игумен принял раскаявшегося
разбойника, переодел в монашеские одежды и отправил молиться в пещеру, где бы
его никто не мог найти. Девять долгих лет провел бывший разбойник в
изнурительных подвигах, в посте и молитве. Радовался игумен о таком обращении
бывшего злодея. «Но вот, — читаем в "Луге духовном”, — он снова идет в монастырь
аввы Фирмина к принявшему его старцу и говорит ему: "Честный отче, сделай
милость — возврати мне мирские одежды и возьми обратно иноческие” "Зачем же,
чадо?” — спросил опечаленный старец. "Вот уже девять лет, как тебе хорошо
известно, я провел в монастыре, постился, сколько было силы у меня,
воздерживался и жил в послушании, в безмолвии и страхе Божием, и я хорошо знаю,
что благость Божия простила мне много злодеяний… Но вот я ежедневно вижу пред
очами мальчика, говорящего мне: «Зачем ты убил меня?» Я вижу его и во сне, и в
церкви, и в трапезе, слышу его голос, и нет у меня ни одного часа спокойствия…
Вот почему, отче, я хочу идти, чтобы умереть за мальчика… Совсем напрасно я
убил его…” Взяв свою одежду и надев ее, он ушел из лавры и прибыл в Диосполис,
где был схвачен и на другой день обезглавлен». Нет сомнения, что теперь
душа его предстала пред Господом совершенно чистой. Но все же можно было бы
спросить: кому нужна была эта мука? Неужели мальчик убитый жаждал мести? Трудно
такое представить. Тем невозможнее представить, что мучений бывшего разбойника
хотел Господь. Зачем же нужно было идти и сдаваться? Очистительное, исцеляющее
страдание нужно было самой этой душе, и только пройдя через него, обрела она
здоровье и способность войти в жизнь вечную. Если же говорить о том, кого
из людей наказал Господь сильнее всего, то, не колеблясь, назовем Человека по
имени Иисус. То есть Себя Самого. Иногда говорят, что Он пострадал невинно. Это
не совсем так. Вина на Нем была огромная. Только не Его вина, а наша с вами. И
говоря о Его крестных муках, православные говорят не о правосудии, а об
исцелении и восстановлении падшей человеческой природы, об очищении и
возрождении каждой души, покаявшейся и уверовавшей во Христа. Божия любовь — везде, даже в
аду Бог есть Любовь, и любое Его действие по отношению к человеку является проявлением любви. В том числе и наказание. Смысл его не в мести, а в том, чтобы привести все-таки нас ко спасению. Потому что Он хочет нашего спасения гораздо больше, чем мы сами его хотим. «…Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему…» (Притч. 3: 12). Какие горькие слова, обращенные к избранному Своему народу, передает нам пророк Исаия: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис. 1: 5-7). Но как бы жестко эти слова ни звучали, каждому ясно, что они продиктованы любовью и только любовью. Нет здесь ни капли ненависти, нет неприязни к непокорным чадам Своим, а только горячее желание докричаться до их совести, пробудить от духовного сна, отвратить от того пути, который неизбежно приведет к гибели. Протоиерей Игорь ГАГАРИН | |
Категория: Знаете ли Вы... | Добавил: Отец_Александр (2010-08-19) | Автор: Протоиерей Игорь ГАГАРИН | |
Просмотров: 604 | Рейтинг: 5.0/2 | |
Всего комментариев: 0 | |