Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-12-21, 10:07 PM
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

Видео

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 221

Посетите

Форма входа

Сегодня

Помощь

Лента Новостей

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи » Православные храмы в Туркменистане

Историческая справка о храмах Туркменистана
Историческая справка о храме Архангела Михаила в городе Туркменбаши:
 
Храм является даром Астраханской епархии, в 1895 г. он был перенесён в город Туркменбаши русскими солдатами с затопляемого полуострова Узун-Аде.
В 30-х годах храм закрыли. До 1945 г. в здании церкви был дворец пионеров. В алтаре была сцена, а в храме работали кружки.
В 1945 г. храм был возвращен верующим, и в нем стали проводиться Богослужения.
С 1997 г. настоятелем храма Архангела Михаила является протоиерей Александр Варламов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Историческая справка о храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла в городе Абадан:
 
Долгое время в Абадане не было храма. С 1976 по 1991 год для исполнения Святых Таинств в город приезжали священнослужители: Владимир Грачев, Игорь Леванович, Георгий Хорунжий, Петр Копач. Крещение, причащение совершали в доме благочестивой семьи, где собирались верующие жители города. В декабре 1991 г. православные жители города с благословения правящего архиерея подали заявление на разрешение строительства храма в местный исполнительный комитет Совета народных депутатов. Строительство возглавил священник Алексий Буланушкин (благочинный Ашхабадского округа). В августе 1992 г. настоятелем прихода был назначен священник Андрей Сапунов, который завершил строительство храма. 7 января 1994 г. на праздник Рождества Христова в построенном храме было совершено первое праздничное Богослужение. С октября 1997 г. настоятелем храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла является иерей Андрей Пащенко.
 
 
Историческая справка о храме св. ап. Фомы в городе Теджен:
 
Община прихода в честь святого апостола Фомы зарегистрирована в 1997 г. В декабре того же года митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром был совершен чин освящения места под строительство храма. В 2000 году началось строительство церкви, которое завершилось к концу 2001 года. В 2009 году храм в честь святого апостола Фомы был освящен епископом Смоленским и Вяземским Феофилактом. До 2007 года приход окормлял священник Иоанн Копач. С октября 2007 года настоятелем прихода утверждён иерей Вячеслав Романов. В храме регулярно совершаются Богослужения. При церкви действует Воскресная школа, ведется просветительская деятельность.
 
 
 
 
 
Историческая справка о храме Рождества Пресвятой Богородицы в городе Балканабад:
 
Община храма Рождества Пресвятой Богородицы города Балканабада была основана 11 августа 1990 г. Окормлял общину настоятель храма Архангела Михаила города Красноводска (Туркменбаши) игумен Леонид (Грошев). 11 ноября 1990 г. под строительство храма был отведён земельный участок площадью 9000 м2.
28 августа 1994 г. настоятелем строящегося храма был назначен иерей Валерий Цуркан. При настоятельстве отца Валерия строительство церкви было завершено, и начались работы по росписи храма, которые отец настоятель производил сам.
В 1997 году храм был освящен Архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром.
С 10 января 2006 г. временное окормление прихода было поручено настоятелю храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» города Дашогуз иерею Альвиану Григорьянцу, который окормляет его по сей день.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Историческая справка о приходе Покрова Пресвятой Богородицы в городе Мары:
 
Свято-Покровский храм в городе Мары (бывший Мерв) создан в 1900 г., как гарнизонный, и первоначально назывался Никольским. В свидетельстве о крещении за 1917 г. упоминается священник Тихон Протасов и диакон Иоанн Ильичев. В 30-ые годы храм закрыли, колокольню снесли, а здание церкви использовали как клуб, затем как воинский склад. В 1947 г. после обращений верующих в Москву с просьбами о передаче им храма, он был возвращен верующим. Для служения на приходе, в Ташкентское епархиальное управление из Мары вызвали и рукоположили в сан священника диакона Владимира Полетаева, который незадолго до этого вернулся из 10-летнего лагерного заключения. Отец Владимир родился в Кронштадте в семье священника Михаила Полетаева. Мать мальчика – Мария – была племянницей матушки Елизаветы, супруги святого праведного Иоанна Кронштадтского, который и благословил отца Михаила Полетаева на служение в Туркестане. С приходом советской власти отец Михаил неоднократно подвергался арестам и был вынужден покинуть город Мары. Он ушел в Троице-Сергиеву лавру и принял монашество с именем Маврикий (супруга к тому времени его оставила). В сане архимандрита служил на одном из приходов, был арестован и сослан в Караганду, а в 1937 г., после аварии в шахте, расстрелян, как «враг народа». В 2000 г. причислен к лику святых как преподобномученик Маврикий (память его 4 октября по н.ст.). Иерей Владимир, приступив к исполнению обязанностей настоятеля, провел реставрацию храма, который был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и служил в нем до своей кончины в 1975 г. За труды был награжден митрой. Дочь отца Владимира, которая до 2002 г. была регентом хора в Покровском храме, рассказала, что 26 сентября 1937 года в городе Мары были расстреляны протоиереи Климент, Василий и Киприан, иереи Иоанн и Григорий. Также в 1937 г. расстрелян священник Александр Петров. За алтарем храма находится крест, установленный в память отца Михаила и отца Дмитрия, сведения о которых не сохранились. С 1975 г. на приходе в течение 8 лет служил игумен Пафнутий (Росоха), ставший впоследствии схиархимандритом Феофилом. Затем, до 1992 г. настоятелем храма был протоиерей Николай Еремеев. С 1992 г. по настоящее время настоятелем Покровской церкви является протоиерей Александр Перескоков.
 
 
Историческая справка о храме святителя Николая Чудотворца в городе Туркменабат (бывший Чарджоу):
 
Храм в честь святителя Николая Чудотворца был построен в 1899 г. Строился, как полковая офицерская церковь. После революции 1917 г. храм стал приходским и действовал до 1932 г. Архивные документы сохранили сведения о том, что Православное общество взяло в бесплатное пользование храм в честь святого Николая, расположенный в городе Ленинск (Чарджоу) в особой ограде за городским садом (с находящейся в той же ограде сторожкой), а также приписанную к нему Епархиальным Управлением кладбищенскую Петропавловскую церковь. 2 августа 1925 г. настоятель собора протоиерей Павел Матусевич на запрос из Ленинского горисполкома ответил, что единственный в городе собор находится в руках общины верующих-обновленцев. 10 августа 1925 г. в Ленинский горисполком было подано заявление о регистрации Православной Религиозной общины, Уполномоченным которой был Михаил Ефимович Земенко. 18 января 1927 г. был произведен обыск на квартире настоятеля Николаевской церкви протоиерея Павла Матусевича. Формальным поводом к этому была продолжавшаяся регистрация крещений, отпеваний и венчаний. 2 августа 1927 г. настоятелю Николаевской церкви было отправлено письмо, в котором ему предписывалось отчитаться о службах, с описанием затрагиваемых вопросов и количеством присутствующих. В 1932 г. в городском саду возле храма был убит последний настоятель собора протоиерей Николай. Его похоронили за алтарем Петропавловского храма. Чин отпевания совершил протоиерей Василий Попов. В конце 30-х г.г. были разобраны центральный купол, и купола колокольни с крестами, в конце 50-х и начале 60-х г.г. – окончательно разрушены 2-ой и 3-ий ярусы колокольни и основание центрального купола. До апреля 2000 г. храм находился на балансе в/ч 3345 «А» и использовался как солдатский клуб. Начиная с 1987 г. настоятели храма святых апостолов Петра и Павла иерей Александр, протоиерей Георгий Хорунжий, протоирей Георгий Побыловский неоднократно обращались с просьбами о передаче церкви святого Николая православным города Чарджоу. Так, на Маслахате 1999 г. прозвучало обращение к президенту Туркменистана С. А. Ниязову с просьбой вернуть православным верующим, живущим в Чарджоу, здание храма. Президентом было дано указание командованию МО Туркменистана передать здание Николаевского храма в ведение Русской Православной Церкви и 24 марта 2000 г. в/ч 03345 «А» произвела передачу здания. С начала 2001 г. храм окормляет иерей Андрей Кирьяков. В храме регулярно производятся богослужения, идут работы по восстановлению иконостаса, алтаря и всего внутреннего убранства церкви. Создана библиотека духовной литературы. В настоящее время отведенная храму территория отделена от войсковой части, проводится ее благоустройство.
 
 
Историческая справка о храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Туркменабат(бывший Чарджоу):
 
Храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла построен в 1898 г., из жженого кирпича (облицовки нет), для отпевания умерших, и расположен на кладбище на окраине города. В октябре 1925 г. с разрешения Ташкентского Епархиального Управления протоиерей Василий Попов организовал при храме приход из жителей слободы Уралки и прихожан нового города Чарджоу, и был утвержден настоятелем храма Ташкентским Епархиальным Управлением. 08 ноября 1925 г. было проведено общее учредительное собрание по поводу образования православной религиозной общины при Петропавловской кладбищенской церкви г. Чарджоу. До 1925 г. Петропавловский храм был приписным к Свято-Никольскому собору города. После ареста (18 марта 1936 г.) и вынесения приговора (14 декабря 1936 г.) протоиерею Василию Попову, обвиняемому в контрреволюционной пропаганде, присудили 5 лет лишения свободы. С этого времени и до 1945 г. у храма не было настоятеля, но по словам старожилов, в храме проходили праздничные Богослужения (без священников). В декабре 1936 г., отец Василий по благословению митрополита Иоанна был награжден саном протоиерея, а в 1929г. к празднику святой Пасхи золотым наперсным крестом. В декабре 1941 г. срок осуждения отца Василия закончился, но он не был освобожден. Лагерь, в котором находился отец Василий, был эвакуирован за Урал. В начале 1942 г. отец Василий умер, (по словам его дочери Елены Васильевны, вся интеллигенция в этом лагере была расстреляна). Постановлением президиума Верховного Совета ТССР от 12 января 1990 г., приговор Верховного суда ТССР от 14 декабря 1936г. в отношении Василия Феодоровича и Олимпиады Павловны Поповых отменен, уголовное дело на них прекращено за отсутствием состава преступления, они реабилитированы. В начале 1930 г. в храме служил протоиерей П. Мелихов. 21 мая 1945 г. от лица православных верующих с исполкомом Совета депутатов был заключен договор о принятии каменной церкви с богослужебными предметами, по описи на определённых условиях. На общем приходском собрании 1 июля 1945 г. в храме присутствовало 230 чел. Председателем на собрании был иеромонах Макарий (Агеев) (1934-1945 г.г. настоятель Покровского храма). Был избран церковный совет из 3-х человек и ревизионная комиссия из 3-х человек. 3 ноября 1946 г. было проведено общее приходское собрание. На собрании присутствовало 220 человек. Председателем был отец Стефан. В начале 1946 г. в храме служил диаконом Иван Васильевич Данилов. В конце 1947 г. – И. Г. Панов. В послевоенные годы несколько раз производили освящение воды на Богоявление на реке Амударье. Стараниями протоиерея Георгия Хорунжего к храму был пристроен 1-й ярус кирпичной колокольни. С 20 декабря 2000 г. настоятелем храма является иерей Андрей Кирьяков.
 
 
Историческая справка о храме святого благоверного великого князя Александра Невского города Ашхабада:
 
Церковь 1-го Таманского полка Кубанского казачьего войска во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, походная (при полку) церковь, учреждена в 1882 году, освящена в 1900 г. Здание церкви из белого жженного кирпича в виде креста, с деревянным куполом под железной крышей. Вмещает церковь 350 человек. Храм построен по распоряжению Генерал-адъютанта А. Н. Куропаткина, на суммы полкового экономического капитала (9495 руб.) и Главного Инженерного Управления (5305руб.). В церкви обращал на себя внимание иконостас стиля рококо с художественными иконами, из резной липы, (не золоченный). Престол и жертвенник были мраморные. С 1918 г по 1989 г храм был закрыт. В это время в здании церкви был военный склад. В 1989 г. здание храма было передано Церкви в полуразрушенном состоянии: колокольня уничтожена, куполов не было, крыша пришла в негодность, две двери были замурованы, штукатурка осыпалась, иконостас не сохранился. Принимал храм протоиерей Алексий Буланушкин. С 1990 г. по 2000 г. настоятелем храма был протоиерей Петр Копач, под его руководством были проведены восстановительные работы: установлены купола, восстановлена колокольня, отремонтирована крыша, отштукатурен и расписан храм, установлен иконостас. Храм был вновь освящен Архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром в ноябре 1993 года. С 2000 г. настоятелем храма является протоиерей Иоанн Копач, клирик храма иерей Владимир Малачинский. В храме имеется два хора любительский и профессиональный. При храме функционирует Воскресная школа – 90 воспитанников, в летнее время действует дневной православный лагерь, также имеется библиотека, видео и аудиотека. При храме работает столовая, которую могут посещать не только сотрудники, но и все нуждающиеся в пропитании, существует фонд по оказанию помощи малоимущим одеждой и медикаментами. Особо чтимые святыни храма: список чудотворной иконы Почаевской Божией Матери (привезена из Почаевской Лавры), частица мощей святителя Николая Чудотворца, частица мощей св.Анны Новгородской, преподобного Антония Великого, Преподобного Кукши Одесского, частицы мощей отцов Киево-Печерских, великомученика Феодора Тирона, святителя Луки Крымского, частица древа Господня.
 
Категория: Православные храмы в Туркменистане | Добавил: Piligrim (2010-04-05)
Просмотров: 6681 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 4
4 sibir919  
0
храм в Кушке есть стоит его не снесли а сделали из него военный клуб был там в апреле 2010 года есть фото, но на другом компьютере.

2 Михаил М.  
0
Cпасибо за прекрасную фотогалерею.
У меня также есть старинная почтовая открытка с видом Никольской церкви в Чарджоу (ныне-Туркменабаде). Храм той же архитектуры и по тому же проекту, что и интересующая меня церковь в Кушке.

Хотел зарегестрироваться на Вашем форуме, но получил сообщение, что этот мэйл уже занят другим лицом (!!!???).

Ещё раз спасибо!

С уважением. р. Б. Михаил Мещанинов.


3 Piligrim  
0
Михаил возможно вы уже зарегестрированны на одном из сайтов который работает под хостингом UCOZ в этом случае вы можете зайти на сайт под теми же данными что и на другом сайте Юкоза. Если у вас есть какие либо материалы по церквям что распологаются или распологались в Туркменестане, будем признательны если вы их вышлите на hramrpc@ya.ru .
Относительно строения которым вы интересуетесь в Кушке вне попадалась информация что это здание было снесено ... но я не уверен в достоверности этой информации
С Уважением Piligrim

1 Михаил М.  
0
Всем добрый день и доброго здоровья !

Я уже несколько лет занимаюсь историей типовой воинской церкви,спроектированной в начале ХХ века архитектором Ф.М.Вержбицким. Всего к 1917 г. по этому проекту в разных местах было выстроено более 60-и таких храмов. Вот здесь можно найти их изображения http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=5&t=20435&start=0

В крепости Кушка в 1907 г. по этому проекту была построена церковь Святителя Николая Чудотворца для 15-го Туркестанского стрелкового полка. У меня есть её старое фото (общий вид сверху)

К сожалению я нигде не могу найти информацию о её судьбе. Сохранилась ли она,снесена,перестроена? Буду очень признателен за любую информацию.

В Кушке (ныне -Серхетабаде) форума нет и больше спросить мне негде...


Имя *:
Email *:
Код *: