Из глубины веков [3] |
Знаете ли Вы... [46] |
Очерки [6] |
Стихи [8] |
Рецепты [8] |
Православные храмы в Туркменистане
[7]
истории, святыни, деятельность, адреса, телефоны.
|
Истоки Христианства [6] |
Главная » Статьи » Статьи » Очерки |
У святых отцов очень много сказано о том, что спасение человека от греха, или, иначе говоря, его возведение к Богу, идет через ближних, через людей, и через них же идет к нему его духовная смерть. Мы можем на людей злобиться, перед ними гордиться, на них дышать похотью; в этом трояком зле мы умираем. И мы можем любить человека, смириться перед ним и взирать на него чистым оком. И, когда это в нас совершается, мы вдруг познаем, что каждый человек – это "нерукотворный образ”, за которым стоит Сам Христос. Практика христианской жизни поэтому и сводится к тому, чтобы между мной и каждым человеком всегда стоял Христос… Надо видеть людей только через Христа. ******** О. Валентин Свенцицкий говорил мне: "Вот мы учим о любви и смирении, а случись, что нам в автобусе наступят на ногу, и мы тотчас же этого человека ненавидим”. Смирение на словах есть порождение гордости, учили отцы. Всякий, стремящийся к христианскому мышлению, без большого труда, а иногда с каким-то большим удовольствием скажет о себе, что он "великий грешник”, или на просьбу о молитве ответит по утомительному стандарту: "Моя молитва недостойная”. Но попробуйте сказать о себе искренно: "Я просто нехороший человек” или я нечистый человек” – и вы поймете, как это трудно, может быть даже непосильно. ***** Если пост понимать как прежде всего воздержание от нелюбви, а не от сливочного масла, то он будет пост светлый и время его будет "время веселое поста” (Стихира на Господи воззвах, вторник. веч. 2 нед. Вел. Поста). "Подавай сердцу моему чистейший страх Твой в душе моей совершенную любовь” (Стих. на Господи воззвах, четверг вечера 3 недели Великого Поста). Не-любовь – это самое страшное невоздержание, объядение и пьянство собой, самое первое, первоисточное оскорбление Святого Духа Божия. "Умоляю вас, – пишет апостол, – любовью Духа”. Любовью
противополагается и гордости и злобе. В вечерней молитве мы просим у Святого
Духа – "Творца мира”, по слову св. Иринея Лионского ("Против ересей”, кн. 2,
гл. 30) – особенно тех грехов, которые были против любви: "или кого укорих, или
оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся, или солгах…,
или нищ прииде ко мне и презрех его, или брата моего опечалих, или кого осудих,
или развеличахся.., или греху брата моего посмеяхся”. ******* ******* "Агапы” (вечера любви) совершались вместе с Евхаристией. Только Карфагенский собор 391 года отделил совершение Евхаристии от агап, так как постановил, "чтобы к Евхаристии приступали натощак” (Богословская Энциклопедия). | |
Категория: Очерки | Добавил: Отец_Александр (2010-09-25) | Автор: Сергей Фудель | |
Просмотров: 735 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||