После смерти верующей бабушки её очки и зеркало начитают
показывать человеческую душу. Вместо нормального отражения безбожные советские
граждане видят в зеркале страшные бесовские морды, и лишь крещёных верующих
людей оно изображает настоящими красавицами и красавцами… Сложно адекватно
оценить это произведение, ведь создано оно в годы советской власти, да ещё во
время его написания автор был в заключении в следственном изоляторе,
арестованный за религиозную пропаганду. Для того времени повесть достаточно смела
и актуальна, но сейчас ситуация в стране и Церкви изменилась, и некоторые
оценки автора устарели, поэтому миссионерская ценность произведения сильно
уменьшилась. Тогда называть себя верующим, ходить в храм и участвовать в
таинствах было уже само по себе подвигом исповедничества; сейчас же большинство
российских граждан, отдавая дань моде, именуют себя верующими, храмы
переполнены, от причастников нет отбоя. Поэтому уклон автора в сторону
внешне-церковной жизни несколько портит впечатление от произведения, хотя
повесть безусловно талантлива, и читать её интересно и занимательно. Ах, если
ли бы Николай Владимирович больше сделал ставку на внутреннее, чем на внешнее!
Дети вряд ли поймут некоторые моменты, специфические для того времени, что
затруднит для них чтение, а вот взрослые, возможно, с удовольствием и некоторой
ностальгией окунутся в ту духовно более здоровую атмосферу гонений на Церковь.
|