Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-04-20, 10:07 AM
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

Видео

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 221

Посетите

Форма входа

Сегодня

Помощь

Лента Новостей

Каталог статей

Главная » Статьи » Проповеди и Притчи » Проповеди

О милосердном самарянине.
 О милосердном самарянине Один законник, фарисей, приступил к Иисусу и, искушая его, спросил: "Что мне делать, чтобы унаследовать Жизнь Вечную?" А Иисус законника про законы и спросил: "Что же сказано в законе?" И этот человек очень хорошо и правильно ответил: "Чтобы иметь Жизнь Вечную надо исходить из заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей мыслью твоей, всей душою твоею и ближнего твоего как самого себя". И Христос говорит: "Вот, поступай так и будешь иметь жизнь вечную". На это законник спросил: "А кто мой ближний?"

И тогда Христос поведал ему притчу о том, как некий человек, идя по дороге из Иерусалима в Иерихон, попал в руки разбойников. Они изранили его и бросили умирать на дороге. Проходил там священник, увидел его, мимо прошел. Походил служитель храма, увидел и тоже прошел мимо. И только самарянин, совершенно далекий от него по вере, из совсем другой общины, из людей, которые никак не сообщались с иудеями и жили с ними вражде, - вот этот самарянин, для которого тот, который лежал, по всем человеческим параметрам был не ближний, спешился, подошел, перевязал ему раны, омыл их оливковым маслом и вином, положил на своего осла, привел в гостиницу да еще и заплатил за него.

И вот задает вопрос Христос: "Кто же из этих троих ближний тому, на кого напали разбойники?" И фарисей говорит: "Тот, кто сотворил сию милость". "Вот и ты для обретения жизни вечной так же поступай". Вот только фарисей ставил вопрос-то по-другому. Он спросил: "Кто мой ближний?" А Христос открыл ему другую истину, Он спросил иначе: "Кто оказался ближним тому, кому надо было послужить?". Этой притчей Христос поставил вопрос о том, кто же кому является ближним. И вот из Его рассказа получается, что ближний - это тот, кто приходит на помощь. И этого человека, приходящего на помощь, всегда ждут, он и есть самый ближний. И вот если человек на помощь не приходит, то он не ближний, он дальний.

Но часто некий законник внутри нас самих начинает так же ставить вопрос: как мне действительно найти человека, которому нужно помочь? Кому я вообще должен помогать? Встречаются нам разные люди: простые, обыкновенные, соседи наши, коллеги по работе, просто люди, которые нас окружают на улице. И мы смотрим на них и думаем: "Он ведь сам во всем виноват, ну кто его просил идти из Иерусалима в Иерехон, он же знал, что на этом пути сплошные разбойники".

Это не простой путь - из Иерусалима в Иерехон; если представить себе эту область, то мы увидим, что Иерусалим находится в горах и являет собой образ Царства Небесного, горний мир, Небесный Иерусалим. А Иерехон находится в глубочайшей впадине, ниже уровня Мирового океана, где-то на уровне Мертвого моря. Это место, которое в Священном Писании всегда символизирует место греха. Не зря Иисус Навин, подходя к Иерехону, взял этот город трубным гласом, Божественной Силой, как оплот греха.

И вот человек отправился в этот путь: из Иерусалима, из горнего места, из места пребывания Божьей Благодати, - в Иерехон, место греха. И понятно, что с человеком, избравшим такой путь, ничего хорошего произойти не может: он обязательно попадет к разбойникам, обязательно впадет в грех, будет изранен, лишится благодатной одежды, покрова своей души, будет лежать в немощи и расслаблении перед грехом и разгулом обескровленный и избитый. И вот мы смотрим на такого человека и говорим: "Ну чего же, он сам во всем виноват, зачем же он так поступил? Ну нет, такому человеку нельзя помогать, он грубый, греховный, он нас не понимает. Мы ему добро хотим сделать, а он от нас отворачивается. Если мы с ним будем по-доброму поступать, он нас не поймет, еще хуже будет к нам относиться".

Вот такая логика: сначала надо понять, кто является ближним, и этот вопрос как бы узаконить. Если человек сам ушел от Благодати, сам впал в разврат, с таким неприятно дело иметь, с ним опасно, просто не по себе становиться, потому что мы христиане, а он - нет, мы верим в Бога, а он - нет, мы живем по законам Божьим, а он - нет, и в этом он сам виноват.

И так получается, что когда дело подходит к тому, чтобы стать кому-то ближним, придти к кому-то на помощь, мы сразу таким законным образом для себя решаем: "А кто здесь ближний? Этот человек - мой ближний? Нет, он - мой дальний, потому что он не живет со мной по одному закону, а раз он - мой дальний, тогда …проходим мимо".

А в притче именно дальний прошел по дороге, но шел он с глазами открытыми, нагруженный поклажей, он шел полный, он двигался к Богу, к городу Иерусалиму. И на этом пути увидел раненого человека. А был он самарянином, для Бога, может быть, совсем чужим, и вдруг увидел своего, такого же грешника, который попал к разбойникам, и очень его пожалел: взял его на себя и понес, не разбираясь, нужно это или не нужно, а только из своего настоящего сердечного милосердия. И таким образом он пришел к Богу.

И оказалось, что тот путь, который он проделал, был путем самым настоящим и возвышенным, потому что он привел его туда, куда сам он войти не мог. Не может самарянин войти в Иерусалим, по своему состоянию духовному он там чужой. А он поднял раненого человека и вместе с ним вошел.

Самарянин лечит раненого, возливая на него вино и елей. Эти удивительные лекарства, предполагают Таинство Святого Причащения и Таинство Елеопомазания, потому что в некоторых толкованиях этим самарянином назван сам Христос. Когда человек поступает подобным образом, в этот момент в нем действительно рождается Христос, потому что он поступает так, как бы поступил Христос, как Он все время поступает с нами, грешными, попавшими в руки разбойников, лежащими в расслаблении и немощи на греховной дороге из Иерусалима в Иерехон. Христос всегда к нам приходит, поднимает нас, приносит в Свой дом, чтобы излечить и сделать Своими.

Так кто же оказался ближним? А тот, кто помог. Не тот, кому надо помочь, а тот, кто сам помог, оказался вблизи. Других близких не бывает, не надо их искать, только мы сами можем стать близкими кому-то. Каждый человек ищет себе близкого, но не каждый находит. Каждый ждет, чтобы к нему подошел когда-то близкий человек, но вот мы в храме стоим рядом, но очень часто - совершенно чужие друг другу. Люди не знают друг друга по имени, им в общем-то, безразлично, какой жизнью живет стоящий рядом с ним, что происходит в его жизни. И если законник внутри нас начинает такие "законные" вопросы задавать, мы очень быстро с ними соглашаемся. Оказывается, можно найти массу законов, которые помогут нам быть кому-то не близкими, массу оправданий для того, чтобы отстраниться, сказать: "Этот человек не может быть мне своим, занять какое-то место в моем сердце, и не будет так". И кажется, что мы действительно правы, потому что нас все поймут, мы поступаем по-человечески правильно, разумно и законно, и никто не удивится, потому что обычно так все люди и поступают.

Но иногда следует поступить по-самарянски. Не по-человечески, не по закону, а сердечно и искренне, по-божьему. И тогда окажется, что каждый человек нам ближний, потому что Господь так сотворил людей, чтобы никто дальним не был, чтобы все были друг другу ближними и своими. Это так, потому что наш Господь для каждого - Свой, и стоит только призвать Его на помощь, Он к каждому придет.

Притча о самарянине, она, в общем, о нас, христианах. Она очень актуальна для современных христиан, которые стали такими чужими друг другу и в своем церковном общении, и в Таинстве Святого Причащения, и в своей молитве. Приход в храм стал для многих своим собственным личным делом, личным желанием просто для себя устроить свою жизнь комфортно и даже духовно. И в храме можно прожить так, чтобы ни на кого внимания не обращать, чтобы моя духовная жизнь, касалась только лично меня, чтобы никто в нее не смог войти, и чтобы при этом еще чувствовать себя и с Богом связанным.

Вот так мы сейчас живем, мы - христиане. Мы страшно живем. Это мы всегда Господа искушаем вопросами: "Кто есть ближний?", мы, христиане первые подаем миру пример отчуждения: боимся кого-то впустить в свою жизнь, кого-то впустить в свое сердце, взять чьи-то немощи на себя… Как бы сделать так, чтобы кого-то не полюбить, как бы оправдать себя в нежелании взять на себя чужие немощи, как бы сделать так, чтобы люди, которые нам не нравятся, нам не нравились законно, чтобы мы могли сказать, что не мы, сам человек виноват в том, что он нам не нравится. В этом наша трагедия, которую подтверждают слова Христовы о том, что по мере нашей жизни в законе, в нас оскудеет любовь.

Это страшное состояние можно только подвижнически преодолеть, только когда мы войдем в подвиг, когда услышим слова Христовы, как обращенные к нам, а не к какому-то далекому фарисею, который искушал Его две тысячи лет назад. Тогда мы услышим наконец вот эти слова: "Сотвори ближнего милостию". Аминь
Категория: Проповеди | Добавил: Отец_Александр (2009-11-28) | Автор: прот. Алексий Уминский
Просмотров: 4559 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: