Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Пятница, 2017-07-21, 5:45 AM
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

Видео

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 215

Посетите

Форма входа

Сегодня

Помощь

Лента Новостей

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи » Знаете ли Вы...

Исповедь ребенка

Как ребенку исповедоватьсяКак ребенку исповедоваться?

Правильно говорить, скорее, не об исповеди ребенка, а о духовническом окормлении ребенка.

Исповедь и духовническое окормление - это разные вещи. Исповедаться - значит, рассказать о каких-то грехах. Если ты в путешествии (например, паломнической поездке по монастырям) и хочешь причаститься, нужно исповедаться. Это не глубокий анализ твоей души (право на такой анализ имеет лишь духовник, а из священников, случайно встретившихся, - святой старец). Это просто покаянный рассказ о том, как ты в эти дни, прошедшие с последней исповеди, не удержался на духовной высоте, соскользнул вниз. Духовническое окормление - это совсем другое! Напомню, что слово окормление не имеет ничего общего с кормлением, пищей. Оно происходит от слова "корма", "кормчий". Кормчий на корабле - это рулевой, тот, кто направляет судно к цели. Так и духовник направляет душу своего духовного чада по бушующим водам житейского моря к пристани Царства Небесного. Окормление, таким образом, значит духовное управление.

Духовник должен быть у каждого христианина и, конечно, у ребенка тоже.

Роль духовника с самого рождения ребенка исполняют родители. Они воспитывают его, учат хорошему, предостерегают от плохого. В нормальной семье родители должны быть для сына или дочери авторитетом навсегда, даже когда сам этот ребенок станет взрослым. Но естественно, что с какого-то времени родители для взрослеющего ребенка не могут быть абсолютным авторитетом. Они не могут быть так компетентны в духовных вопросах, как, например, служитель Церкви. Даже если родители безусловно компетентны, то мнение священника для ребенка - мнение еще одного очень авторитетного человека. И вот начиная с семилетнего (по современной практике) возраста ребенок начинает исповедоваться. Это не значит, что он говорит священнику на исповеди нечто, что утаил от родителей. Заботливые и внимательные родители сами прекрасно знают недостатки и грехи своего чада, а вечером, накануне исповеди могут их и обсудить. То, что ребенок начал исповедоваться, означает, что ребенок теперь к своей жизни относится совершенно сознательно и ответственно. Священник помогает ребенку идти путем духовной жизни, помогает исправиться, может даже наложить епитимью, дать какое-то послушание. Начиная исповедоваться, маленький человек должен прийти к пониманию, что поступки его (и добрые, и злые) не что-то случайное и малозначительное, но что в них осуществляется его личность. Эти поступки могут приближать к Богу, делать малыша сотрудником Божиим, а могут от Бога и от вечности отлучать.

С 7 лет начинается постепенная передача ребенка из родительских рук в руки Церкви. Когда ребенок вырастет, то мнение Церкви, какие бы прекрасные и умные его родители ни были, будет для него высшим мнением. Первая исповедь - это важное событие в духовной жизни ребенка. Она может запомниться как момент подлинной встречи с милующей, очистительной Божьей любовью, может стать неприятной "процедурой", когда в душу бесцеремонно вламываются и требуют побыстрее рассказать о тайнах (может быть, глубоко спрятанных, грустных для ребенка) твоей души.

Второе может произойти совсем не из-за малоопытности или нечуткости священника. Просто если вы приведете малыша на воскресную Литургию, где в очереди на исповедь стоят до сотни, до двух сотен человек и для каждого у исповедующего священника есть 30 секунд, спешка его - явление вынужденное и неизбежное. Лучше всего заранее договориться со священником о встрече. Каждый батюшка какие-то дни проводит при храме. Он совершает требы, отвечает на вопросы приходящих и проч. Вы можете договориться с ним и определить день и время, когда вы с ребенком придете. И прийти на исповедь днем в назначенное время. А потом, в ближайшее воскресенье или хоть завтра, причастить малыша уже без исповеди. Что касается священника, то у него есть опыт духовнического общения с детьми. И если у него будет время (хотя бы 5-10 минут), состоится хорошая, настоящая духовническая беседа.

Первая исповедь ребенка

К первой исповеди ребенка надо подготовить. Конечно, если вы регулярно ходите в храм, малыш знает, что наступит день, когда он начнет исповедоваться. Расскажите, что такое настоящее покаяние. Это не перечисление: соврал, смалодушничал, обидел, не послушался. Духовническое окормление - это лечение и воспитание души. Ты, скажите, ребенку, стоишь перед Самим Господом. А батюшка - назначенный от Бога свидетель твоего покаяния и духовный наставник. Священник даст совет, ободрит, засвидетельствует молитвой, что ты, Катенька, искренне каешься и хочешь исправиться. Объясняйте, что покаяться - значит, не просто попросить Бога о прощении, но и, в первую очередь, обещать, что будешь всеми силами стараться воздерживаться от греха в дальнейшем. Скажите ребенку: раньше тебе помогали духовно расти только мы - мама и папа, бабушка, дедушка и проч. Но теперь ты уже не маленький ребенок. Ты - ответственный за свои поступки христианин. Сознательный член Церкви. И теперь помогать тебе в духовном росте вместе с нами будет священник. Посидите с ребенком и поговорите о том, что такое грех. Как он думает, в чем его грехи, в чем нужно каяться? Составьте вместе (но не за него) его первую исповедь. Составлять вместе исповедь или проверять уже составленную можно и до подросткового возраста, если этого хочет ребенок. Скажите малышу, что, если у него есть что-то тайное, о чем мы, родители, не знаем, о чем ты побоялся или постеснялся сказать, скажи это священнику. От духовника ничего нельзя скрывать. Об этом никто не узнает, тайна исповеди священна! Еще очень важное! В чем будет ребенок каяться? Когда ко мне приходят восьмилетние дети и каются в гордости и тщеславии, я спрашиваю: "А в чем твоя гордость проявляется?" Ребенок молчит. Спрашиваю: "Что такое гордость?" Молчит. Ясно, что эту исповедь ребенок подготовил вместе с мамой, она просто продиктовала, в чем ребенку нужно покаяться, а он, не понимая, эти грехи записал.

Важно помнить, что ребенок должен каяться в том, что он осознает как грех. А это возможно лишь при условии, что в семье очень четко будет определено что хорошо, а что плохо. Ребенок копирует родителей. И если он видит, что мама или папа никого не осуждают, не злятся, не сплетничают, стараются помогать другим, он будет знать, что так надо поступать и ему. Но родители (даже самые замечательные) не идеальны, не святые. Если родители совершили грех - например, кого-то зло осудили или позлорадствовали за обеденным столом, они должны вслух (ребенок должен это видеть) сказать, что неправы. Сокрушиться о своем грехе. Выругались вслух, при просмотре телевизионной программы новостей, - тут же вслух осудить себя, осудить за то, что поступил недостойно. Так же важно, чтобы родители имели силу признаться в ошибке, попросить у того же ребенка прощения за неправильный поступок по отношению к самому малышу. Например, наказали ребенка просто так, потому что подвернулся под руку, а мы устали на работе, у нас стресс… Как родителям-христианам выйти из этой ситуации? Прижать к себе малыша, расцеловать и попросить прощения за то, что мы сорвались.

Этим мы подадим самый верный добрый пример. (Естественно, что такие греховные моменты - редкое явление в семье христианина.) Очень важно, чтобы у семьи было время обсудить (например, за вечерним чаем) какой-то поступок книжного героя, киногероя. Родители говорят, их ребенок молчит, слушает. И постепенно делает вывод, как правильно поступать в той или иной ситуации. Любой совместный просмотр или чтение должны комментироваться. Но мы касаемся совершенно другой темы - темы христианского воспитания ребенка. А об этом говорить сейчас не будем. Из Дневника: Исповедь (первая в жизни) 8-летней девочки. Интеллегентнейшее личико, просто Ангел. Старательно на трех страницах разноцветными ручками написала исповедь: "Я один раз хвасталась… Иногда я набрасываюсь на пищу, не сказав Богу спасибо… У меня есть несколько капель гнева… Я гневничаю на Юленьку". В конце исповеди: "Я очень, очень искренне каюсь. И обещаю, что не буду больше грешить". …Вот бы и нам так относиться к нашим грехам.

Если исповедоваться пока рано…

Недавно, после воскресной Литургии ко мне подошла прихожанка с четырехлетним ребенком и попросила помочь в решении сложной ситуации, в которую попал сын. "А теперь скажи батюшке без утайки, честно, откуда ты взял это колечко", - сказала она и протянула сыну копеечное колечко с бусинкой. Ребенок взял кольцо, и мне показалось, что он сейчас провалится сквозь землю. Он вертел в пальцах кольцо и потупившись молчал. Я спросил малыша, что имеет в виду мама.

Мальчик молчал. Спросил, неужели это кольцо он у кого-то украл?.. Был в гостях и тайком взял? Его глаза набухали слезами. Чтобы не травмировать малыша я подозвал маму, стоявшую в двух метрах, и она сказала, за сына, что они действительно были в гостях. И сын действительно взял это колечко тайком... Мальчик стоял понурившись, пунцовый. Было видно, что он жутко расстроен всей этой ситуацией. Я поговорил с ним - понимает ли он, как это плохо? Обещает ли вернуть людям то, что у них украл? Дает ли вот сейчас, перед иконой Господа, обещание, что больше не будет без спроса ничего брать? Он кивал… Вот такая зарисовка, которая показывает правильное, на мой взгляд, отношение к греху даже в младенце. В одной книге я прочитал, что, исповедуя детей, священник блаженствует - с земли он попадает на небо, от исповедей взрослых - к исповеди детей. Это идеалистичный взгляд. Пороки взрослых действительно более грубы и тяжелы по последствиям. Но и грешащий, пусть на своем уровне, ребенок тоже иногда совершает страшные вещи. Мучить животных, обманывать родителей, тайком издеваться над младшим братом или сестрой, украсть шоколадку, врать, и т.д., все эти "невинные" детские грехи - верный путь к большим, взрослым, страшным грехам. Поэтому мое глубокое убеждение - и к детским грехам следует относиться максимально серьезно и вдумчиво. Наблюдать от исповеди к исповеди - есть ли рост, в некоторых случаях даже отлучать от Причастия, словом, помогать духовному развитию ребенка. Пусть регулярная исповедь детей начинается с 7-летнего возраста, в отдельных же случаях можно подводить ребенка на беседу с батюшкой и в 4 года. Из дневника: Какую жуткую картину я наблюдал в Н. Священник подзывал каяться детей по 3-5 человек сразу. Как будто детская душа - это ерунда, как будто с ней и с ее тайнами можно поступать так небрежно Такая практика, кстати, как мне потом сказали, нередкая, несомненно, выработает в ребенке несерьезное отношение к исповеди (ведь при других он искренне и серьезно каяться не будет), а может вызвать и отвращение к исповеди и вообще к Церкви.

Как часто ребенку исповедоваться?

Самая правильная, на мой взгляд, практика, когда ребенка приводят родители на исповедь днем, во время дежурства священника. …На днях одна прихожанка стала подробно перечислять грехи и разные жизненные ситуации. Я попросил ее чуть поспешить, после чего она меня поразила словами: "Я, конечно, ценю ваше время, батюшка, но и вы меня поймите. Я хочу спокойно, серьезно исповедаться". Я поразился. При чем тут мое время?.. За спиной этой женщины стояло человек двести (воскресный день Великого Поста). Но она совершенно не осознавала, что всем надо подойти к священнику, а Литургия длится всего полтора часа. И что из всего народа процентов десять -пришли в храм в первый раз. Они готовились к Причастию, их нужно действительно серьезней исповедовать… Что же делать в такой ситуации? Ситуация актуальна и для взрослого, и для ребенка. Выше я говорил, что у каждого священника (за исключением, может быть, настоятеля большого храма) есть дни так называемого дежурства. Он совершает требы, беседует с людьми. Поэтому лучше всего подойти к нему после Литургии и сказать: "Батюшка,я хотел бы прийти к вам на серьезную исповедь (или: на беседу). Когда это удобно?" И священник скажет, в какие дни (или день) на предстоящей неделе он будет доступен для спокойной и обстоятельной беседы. (Если исповедь первая за всю жизнь, то ее можно разделить на несколько частей. Одна девушка ко мне приходила 6 раз, чтобы мы с ней, по полчаса за каждый раз, разобрали всю ее прежнюю жизнь.) Я глубоко убежден, что каждый христианин (особенно новоначальный) должен исповедоваться у духовника, скажем, раз в месяц. Приходить днем на исповедь. У меня есть какое-то количество духовных чад, и именно эту практику я им рекомендую. Не стоять в очереди каждый воскресный день, а приходить на исповедь раз в месяц. А потом месяц причащаться без исповеди. Каждое воскресенье. Если что-то будет на душе тяжелое, то подойти к исповедующему священнику, но если ничего особенного нет, каяться в душе перед Богом и подходить к Святой Чаше. То же актуально и для детей. Родители узнают, когда священник служит, и приезжают с ребенком на исповедь. В один день может исповедоваться вся семья. Сначала мама, потом папа, а потом подойдет ребенок. Несколько благочестивых семей так и делают. Я их знаю по именам, знаю обстоятельства их жизни и с радостью встречаю и совершаю исповедь. Без спешки и нервов. А дети на праздник мне, своему духовнику, делают подарки. Картинку нарисуют, что-то слепят из глины, спекут куличик и т.д. И, поверьте, всем хорошо и радостно. Да, еще: если взрослый человек может исповедоваться и раз в месяц, то ребенку желательно делать это чаще, например раз в 2 недели.

P.S. Хотя это не относится прямо к нашей теме, но вопрос этот возникает у многих, многих он беспокоит. Как найти духовника? И взрослому, и ребенку.

Хорошо, если у ребенка духовником будет тот батюшка, что окормляет родителей.

Как найти духовника родителям?

Это несложно. Вот вы начинаете церковную жизнь. Не спешите становиться духовной дочерью или сыном первого священника, у которого исповедались. Походите на службы, присмотритесь к священникам в храме, послушайте их проповеди. Съездите в другие храмы. Если сердце вдруг загорается, и вы видите, что вот этот священник отвечает на ваши тайные душевные вопросы, его мироощущение вам близко, - подойдите к нему после службы и попросите о подробной исповеди или беседе. Священник назначит время, вы сможете прийти, пообщаться и решить, можете ли вы просить этого священника быть вашим духовным наставником. Когда я говорю: присмотреться к священнику, послушать его проповеди, это не значит, что я предлагаю выбрать самого благообразного или симпатичного, или наделенного даром красноречия батюшку. Все священники равно благодатны и имеют от Бога власть духовничества. Просто в Церкви (так было и будет всегда) есть священники более строгие в вопросах церковной дисциплины, аскетизма, есть священники более мягкие. Естественно, что если вы хотите сделать в своей духовной жизни упор на аскетические и молитвенные подвиги: пост, длинное молитвенное правило, послушания и проч., вам лучше обратиться к священнику-монаху (это иеромонах, игумен, архимандрит). Если у вас семья, дети, лучше выбрать женатого священника (священник, иначе - иерей, протоиерей). Он лучше знает заботы семейные и даст вам более адекватный ответ. Я хочу вас, дорогие читатели, уверить: любой священник (каким бы неприступным он ни казался на вид) совершенно нормально отнесется к просьбе встретиться с ним в храме и поговорить. Так же нормально просить священника стать вашим духовником. Но хочу напомнить и о деликатности. Меня очень покоробило, как одна прихожанка недавно сказала: "Вот, шла мимо храма, зашла и решила поболтать…". Будем ценить время священника, потому что у него десятки (если не сотни) человек. Один врач-прихожанин сказал, что допустимый максимум приема у врача - 20 человек за смену. У священников бывает и 50… 

Категория: Знаете ли Вы... | Добавил: Отец_Александр (2009-12-30) | Автор: Священник Константин Пархоменко
Просмотров: 1878 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: