Из глубины веков [3] |
Знаете ли Вы... [46] |
Очерки [6] |
Стихи [8] |
Рецепты [8] |
Православные храмы в Туркменистане
[7]
истории, святыни, деятельность, адреса, телефоны.
|
Истоки Христианства [6] |
Главная » Статьи » Статьи » Знаете ли Вы... |
Как ребенку исповедоваться? Правильно говорить, скорее, не об
исповеди ребенка, а о духовническом окормлении ребенка. Исповедь и духовническое окормление
- это разные вещи. Исповедаться - значит, рассказать о каких-то грехах. Если ты
в путешествии (например, паломнической поездке по монастырям) и хочешь
причаститься, нужно исповедаться. Это не глубокий анализ твоей души (право на
такой анализ имеет лишь духовник, а из священников, случайно встретившихся, -
святой старец). Это просто покаянный рассказ о том, как ты в эти дни, прошедшие
с последней исповеди, не удержался на духовной высоте, соскользнул вниз. Духовническое
окормление - это совсем другое! Напомню, что слово окормление не имеет
ничего общего с кормлением, пищей. Оно происходит от слова "корма",
"кормчий". Кормчий на корабле - это рулевой, тот, кто направляет
судно к цели. Так и духовник направляет душу своего духовного чада по бушующим
водам житейского моря к пристани Царства Небесного. Окормление, таким образом,
значит духовное управление. Духовник должен быть у каждого христианина и, конечно, у
ребенка тоже. Роль духовника с самого рождения
ребенка исполняют родители. Они воспитывают его, учат хорошему, предостерегают
от плохого. В нормальной семье родители должны быть для сына или дочери
авторитетом навсегда, даже когда сам этот ребенок станет взрослым. Но
естественно, что с какого-то времени родители для взрослеющего ребенка не могут
быть абсолютным авторитетом. Они не могут быть так компетентны в духовных
вопросах, как, например, служитель Церкви. Даже если родители безусловно
компетентны, то мнение священника для ребенка - мнение еще одного очень
авторитетного человека. И вот начиная с семилетнего (по современной практике)
возраста ребенок начинает исповедоваться. Это не значит, что он говорит
священнику на исповеди нечто, что утаил от родителей. Заботливые и внимательные
родители сами прекрасно знают недостатки и грехи своего чада, а вечером,
накануне исповеди могут их и обсудить. То, что ребенок начал исповедоваться,
означает, что ребенок теперь к своей жизни относится совершенно сознательно и
ответственно. Священник помогает ребенку идти путем духовной жизни, помогает
исправиться, может даже наложить епитимью, дать какое-то послушание. Начиная
исповедоваться, маленький человек должен прийти к пониманию, что поступки его
(и добрые, и злые) не что-то случайное и малозначительное, но что в них
осуществляется его личность. Эти поступки могут приближать к Богу, делать
малыша сотрудником Божиим, а могут от Бога и от вечности отлучать. С 7 лет начинается постепенная
передача ребенка из родительских рук в руки Церкви. Когда ребенок вырастет, то
мнение Церкви, какие бы прекрасные и умные его родители ни были, будет для него
высшим мнением. Первая исповедь - это важное событие в духовной жизни ребенка.
Она может запомниться как момент подлинной встречи с милующей, очистительной
Божьей любовью, может стать неприятной "процедурой", когда в душу
бесцеремонно вламываются и требуют побыстрее рассказать о тайнах (может быть,
глубоко спрятанных, грустных для ребенка) твоей души. Второе может произойти совсем не
из-за малоопытности или нечуткости священника. Просто если вы приведете малыша
на воскресную Литургию, где в очереди на исповедь стоят до сотни, до двух сотен
человек и для каждого у исповедующего священника есть 30 секунд, спешка его -
явление вынужденное и неизбежное. Лучше всего заранее договориться со
священником о встрече. Каждый батюшка какие-то дни проводит при храме. Он
совершает требы, отвечает на вопросы приходящих и проч. Вы можете договориться
с ним и определить день и время, когда вы с ребенком придете. И прийти на
исповедь днем в назначенное время. А потом, в ближайшее воскресенье или хоть
завтра, причастить малыша уже без исповеди. Что касается священника, то у него
есть опыт духовнического общения с детьми. И если у него будет время (хотя бы
5-10 минут), состоится хорошая, настоящая духовническая беседа. Первая исповедь ребенка К первой исповеди ребенка надо
подготовить. Конечно, если вы регулярно ходите в храм, малыш знает, что
наступит день, когда он начнет исповедоваться. Расскажите, что такое настоящее
покаяние. Это не перечисление: соврал, смалодушничал, обидел, не послушался.
Духовническое окормление - это лечение и воспитание души. Ты, скажите, ребенку,
стоишь перед Самим Господом. А батюшка - назначенный от Бога свидетель твоего
покаяния и духовный наставник. Священник даст совет, ободрит, засвидетельствует
молитвой, что ты, Катенька, искренне каешься и хочешь исправиться. Объясняйте,
что покаяться - значит, не просто попросить Бога о прощении, но и, в первую
очередь, обещать, что будешь всеми силами стараться воздерживаться от греха в
дальнейшем. Скажите ребенку: раньше тебе помогали духовно расти только мы -
мама и папа, бабушка, дедушка и проч. Но теперь ты уже не маленький ребенок. Ты
- ответственный за свои поступки христианин. Сознательный член Церкви. И теперь
помогать тебе в духовном росте вместе с нами будет священник. Посидите с
ребенком и поговорите о том, что такое грех. Как он думает, в чем его грехи, в
чем нужно каяться? Составьте вместе (но не за него) его первую исповедь.
Составлять вместе исповедь или проверять уже составленную можно и до
подросткового возраста, если этого хочет ребенок. Скажите малышу, что, если у
него есть что-то тайное, о чем мы, родители, не знаем, о чем ты побоялся или
постеснялся сказать, скажи это священнику. От духовника ничего нельзя скрывать.
Об этом никто не узнает, тайна исповеди священна! Еще очень важное! В чем будет
ребенок каяться? Когда ко мне приходят восьмилетние дети и каются в гордости и
тщеславии, я спрашиваю: "А в чем твоя гордость проявляется?" Ребенок
молчит. Спрашиваю: "Что такое гордость?" Молчит. Ясно, что эту
исповедь ребенок подготовил вместе с мамой, она просто продиктовала, в чем
ребенку нужно покаяться, а он, не понимая, эти грехи записал. Важно помнить, что ребенок должен
каяться в том, что он осознает как грех. А это возможно лишь при
условии, что в семье очень четко будет определено что хорошо, а что плохо. Ребенок
копирует родителей. И если он видит, что мама или папа никого не осуждают, не
злятся, не сплетничают, стараются помогать другим, он будет знать, что так надо
поступать и ему. Но родители (даже самые замечательные) не идеальны, не святые.
Если родители совершили грех - например, кого-то зло осудили или
позлорадствовали за обеденным столом, они должны вслух (ребенок должен это
видеть) сказать, что неправы. Сокрушиться о своем грехе. Выругались вслух, при
просмотре телевизионной программы новостей, - тут же вслух осудить себя,
осудить за то, что поступил недостойно. Так же важно, чтобы родители имели силу
признаться в ошибке, попросить у того же ребенка прощения за неправильный
поступок по отношению к самому малышу. Например, наказали ребенка просто так,
потому что подвернулся под руку, а мы устали на работе, у нас стресс… Как
родителям-христианам выйти из этой ситуации? Прижать к себе малыша, расцеловать
и попросить прощения за то, что мы сорвались. Этим мы подадим самый верный добрый
пример. (Естественно, что такие греховные моменты - редкое явление в семье
христианина.) Очень важно, чтобы у семьи было время обсудить (например, за
вечерним чаем) какой-то поступок книжного героя, киногероя. Родители говорят,
их ребенок молчит, слушает. И постепенно делает вывод, как правильно поступать
в той или иной ситуации. Любой совместный просмотр или чтение должны
комментироваться. Но мы касаемся совершенно другой темы - темы христианского
воспитания ребенка. А об этом говорить сейчас не будем. Из Дневника: Исповедь
(первая в жизни) 8-летней девочки. Интеллегентнейшее личико, просто Ангел.
Старательно на трех страницах разноцветными ручками написала исповедь: "Я
один раз хвасталась… Иногда я набрасываюсь на пищу, не сказав Богу спасибо… У
меня есть несколько капель гнева… Я гневничаю на Юленьку". В конце
исповеди: "Я очень, очень искренне каюсь. И обещаю, что не буду больше
грешить". …Вот бы и нам так относиться к нашим грехам. Если исповедоваться пока рано… Недавно, после воскресной Литургии
ко мне подошла прихожанка с четырехлетним ребенком и попросила помочь в решении
сложной ситуации, в которую попал сын. "А теперь скажи батюшке без утайки,
честно, откуда ты взял это колечко", - сказала она и протянула сыну
копеечное колечко с бусинкой. Ребенок взял кольцо, и мне показалось, что он
сейчас провалится сквозь землю. Он вертел в пальцах кольцо и потупившись
молчал. Я спросил малыша, что имеет в виду мама. Мальчик молчал. Спросил, неужели это
кольцо он у кого-то украл?.. Был в гостях и тайком взял? Его глаза набухали
слезами. Чтобы не травмировать малыша я подозвал маму, стоявшую в двух метрах,
и она сказала, за сына, что они действительно были в гостях. И сын
действительно взял это колечко тайком... Мальчик стоял понурившись, пунцовый.
Было видно, что он жутко расстроен всей этой ситуацией. Я поговорил с ним -
понимает ли он, как это плохо? Обещает ли вернуть людям то, что у них украл?
Дает ли вот сейчас, перед иконой Господа, обещание, что больше не будет без
спроса ничего брать? Он кивал… Вот такая зарисовка, которая показывает
правильное, на мой взгляд, отношение к греху даже в младенце. В одной книге я
прочитал, что, исповедуя детей, священник блаженствует - с земли он попадает на
небо, от исповедей взрослых - к исповеди детей. Это идеалистичный взгляд.
Пороки взрослых действительно более грубы и тяжелы по последствиям. Но и
грешащий, пусть на своем уровне, ребенок тоже иногда совершает страшные вещи.
Мучить животных, обманывать родителей, тайком издеваться над младшим братом или
сестрой, украсть шоколадку, врать, и т.д., все эти "невинные" детские
грехи - верный путь к большим, взрослым, страшным грехам. Поэтому мое глубокое
убеждение - и к детским грехам следует относиться максимально серьезно и
вдумчиво. Наблюдать от исповеди к исповеди - есть ли рост, в некоторых случаях
даже отлучать от Причастия, словом, помогать духовному развитию ребенка. Пусть
регулярная исповедь детей начинается с 7-летнего возраста, в отдельных же
случаях можно подводить ребенка на беседу с батюшкой и в 4 года. Из дневника:
Какую жуткую картину я наблюдал в Н. Священник подзывал каяться детей по 3-5
человек сразу. Как будто детская душа - это ерунда, как будто с ней и с ее
тайнами можно поступать так небрежно Такая практика, кстати, как мне потом
сказали, нередкая, несомненно, выработает в ребенке несерьезное отношение к
исповеди (ведь при других он искренне и серьезно каяться не будет), а может
вызвать и отвращение к исповеди и вообще к Церкви. Как часто ребенку исповедоваться? Самая правильная, на мой взгляд,
практика, когда ребенка приводят родители на исповедь днем, во время дежурства
священника. …На днях одна прихожанка стала подробно перечислять грехи и разные
жизненные ситуации. Я попросил ее чуть поспешить, после чего она меня поразила
словами: "Я, конечно, ценю ваше время, батюшка, но и вы меня поймите. Я
хочу спокойно, серьезно исповедаться". Я поразился. При чем тут мое
время?.. За спиной этой женщины стояло человек двести (воскресный день Великого
Поста). Но она совершенно не осознавала, что всем надо подойти к священнику, а
Литургия длится всего полтора часа. И что из всего народа процентов десять
-пришли в храм в первый раз. Они готовились к Причастию, их нужно действительно
серьезней исповедовать… Что же делать в такой ситуации? Ситуация
актуальна и для взрослого, и для ребенка. Выше я говорил, что у каждого
священника (за исключением, может быть, настоятеля большого храма) есть дни так
называемого дежурства. Он совершает требы, беседует с людьми. Поэтому лучше
всего подойти к нему после Литургии и сказать: "Батюшка,я хотел бы прийти
к вам на серьезную исповедь (или: на беседу). Когда это удобно?" И
священник скажет, в какие дни (или день) на предстоящей неделе он будет
доступен для спокойной и обстоятельной беседы. (Если исповедь первая за всю
жизнь, то ее можно разделить на несколько частей. Одна девушка ко мне приходила
6 раз, чтобы мы с ней, по полчаса за каждый раз, разобрали всю ее прежнюю
жизнь.) Я глубоко убежден, что каждый христианин (особенно новоначальный)
должен исповедоваться у духовника, скажем, раз в месяц. Приходить днем на
исповедь. У меня есть какое-то количество духовных чад, и именно эту практику я
им рекомендую. Не стоять в очереди каждый воскресный день, а приходить на
исповедь раз в месяц. А потом месяц причащаться без исповеди. Каждое воскресенье.
Если что-то будет на душе тяжелое, то подойти к исповедующему священнику, но
если ничего особенного нет, каяться в душе перед Богом и подходить к Святой
Чаше. То же актуально и для детей. Родители узнают, когда священник служит, и
приезжают с ребенком на исповедь. В один день может исповедоваться вся семья.
Сначала мама, потом папа, а потом подойдет ребенок. Несколько благочестивых
семей так и делают. Я их знаю по именам, знаю обстоятельства их жизни и с
радостью встречаю и совершаю исповедь. Без спешки и нервов. А дети на праздник
мне, своему духовнику, делают подарки. Картинку нарисуют, что-то слепят из
глины, спекут куличик и т.д. И, поверьте, всем хорошо и радостно. Да, еще: если
взрослый человек может исповедоваться и раз в месяц, то ребенку желательно
делать это чаще, например раз в 2 недели. P.S. Хотя это не относится прямо к
нашей теме, но вопрос этот возникает у многих, многих он беспокоит. Как найти
духовника? И взрослому, и ребенку. Хорошо, если у ребенка духовником
будет тот батюшка, что окормляет родителей. Как найти духовника родителям? Это несложно. Вот вы начинаете
церковную жизнь. Не спешите становиться духовной дочерью или сыном первого
священника, у которого исповедались. Походите на службы, присмотритесь к
священникам в храме, послушайте их проповеди. Съездите в другие храмы. Если
сердце вдруг загорается, и вы видите, что вот этот священник отвечает на ваши
тайные душевные вопросы, его мироощущение вам близко, - подойдите к нему после
службы и попросите о подробной исповеди или беседе. Священник назначит время,
вы сможете прийти, пообщаться и решить, можете ли вы просить этого священника
быть вашим духовным наставником. Когда я говорю: присмотреться к священнику,
послушать его проповеди, это не значит, что я предлагаю выбрать самого
благообразного или симпатичного, или наделенного даром красноречия батюшку. Все
священники равно благодатны и имеют от Бога власть духовничества. Просто в
Церкви (так было и будет всегда) есть священники более строгие в вопросах
церковной дисциплины, аскетизма, есть священники более мягкие. Естественно, что
если вы хотите сделать в своей духовной жизни упор на аскетические и
молитвенные подвиги: пост, длинное молитвенное правило, послушания и проч., вам
лучше обратиться к священнику-монаху (это иеромонах, игумен, архимандрит). Если
у вас семья, дети, лучше выбрать женатого священника (священник, иначе - иерей,
протоиерей). Он лучше знает заботы семейные и даст вам более адекватный
ответ. Я хочу вас, дорогие читатели, уверить: любой священник (каким бы
неприступным он ни казался на вид) совершенно нормально отнесется к просьбе
встретиться с ним в храме и поговорить. Так же нормально просить священника
стать вашим духовником. Но хочу напомнить и о деликатности. Меня очень
покоробило, как одна прихожанка недавно сказала: "Вот, шла мимо храма,
зашла и решила поболтать…". Будем ценить время священника, потому что у
него десятки (если не сотни) человек. Один врач-прихожанин сказал, что
допустимый максимум приема у врача - 20 человек за смену. У священников бывает
и 50… | |
Категория: Знаете ли Вы... | Добавил: Отец_Александр (2009-12-30) | Автор: Священник Константин Пархоменко | |
Просмотров: 2223 | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |