Прежде
чем обратиться к учению Христа, вспомним двух святых людей, которые могут
считаться образцами постников. Одна из них – пророчица Анна, дочь Фануила из
колена Асирова, вместе с праведным Симеоном встретившая в Храме сорокадневного
младенца Христа. Евангелист Лука сообщает, что она не отходила от Храма, постом
и молитвою служа Богу день и ночь (Лк.2:36).
Другой
– святой Иоанн Предтеча. Его строжайшая жизнь (Мф.3:1-4; Мк.1:4-6) и его
проповедь в Иудейской пустыне были обращенным к народу призывом обратиться к
Богу через покаяние и пост.
А
теперь мы переходим к личности нашего Господа. Отношение Христа к посту –
установлению, имевшему особое значение для духовного сознания его
соплеменников, – раскрывается в Евангелии двояким образом. Во-первых, из Его личного
примера; во вторых – из Его учения о посте, содержащегося в Нагорной проповеди.
Когда
Господь собирался выйти на Свое общественное служение, Дух Святой привел Его в
пустыню, и Христос, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал
(Мф.4:1-2). Сорокадневным постом, – в продолжение которого, как пишет святой
Лука, Христос ничего не ел, (Лк.4:2) – и молитвой Он готовился к своей
проповеди. Таким образом он не только подтвердил закон о посте, но и оставил
нам Свой личный пример для подражания.
Как
и другие проявления духовной жизни израильтян, пост во времена земной жизни
Господа выродился в формальный обычай без существенного содержания и настоящей
ценности. Например, фарисеи, помимо всеобщих ежегодных постов, постились два
раза в неделю (Лк. 18:12). Но они постились формально, напоказ, чтобы
показаться людям постящимися, как замечал Сам Господь (Мф.6:16).
Христос
отвергает такой пост и в Своей Нагорной проповеди (Мф.6:16-18) определяет,
каким должен быть истинный и угодный Богу пост. Господь учит: «Когда поститесь,
не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы
показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду
свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться
постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой,
видящий тайное, воздаст тебе явно».
Силу
поста, который даже изгоняет бесов, и его равноценность молитве являет нам
слово Господа, сказанное им ученикам, спросившим Его, почему они не могли
исцелить бесноватого юношу: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и
поста (Мк.9:29).
Три
Евангелиста-синоптика сохранили для нас еще одно поучение Господа, касающееся
поста (Мф.9:14-15; Мк.2:18-20, Лк.5:33-35). И здесь Христос не только принимает
пост, но и говорит о том, что он будет необходим для Его учеников после
Вознесения. И из книги Деяний мы видим, как это слово Господа исполнилось в
жизни Его Апостолов и первых христиан (Деян.13:2-3;14:23).
|